Шмаков В.М. Путевые заметки о VIII научно - практической психотерапевтической экспедиции ППЛ в Индию

ИНДИЯ. Путевые заметки о VIII научно - практической психотерапевтической экспедиции Профессиональной Психотерапевтической Лиги в Индию.  

Шмаков Вадим Михайлович 

ФОТОАЛЬБОМ ЭКСПЕДИЦИИ

7 – 17 июля 2009 года

 

Подготовка к экспедиции 

Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига ежегодно организует и проводит научно-практические психотерапевтические экспедиции в Индию. И тематика и маршрут каждый раз различаются, в зависимости от задач экспедиции.

И в этот раз, я выбрал именно то, что я хочу: штат Джамму и Кашмир, посещение высокогорных буддистских монастырей, расположенных в Западных Гималаях, в области Ладакх. Посещение индуистских храмов Индии, храма Шанкарачаря и  «райских» садов у озера Дал в Шринагаре, паломничество к индуистской святыне – пещере Шивы на Амарнатхе. И восхождение на Гулмарг! 

Индия феноменальна, и – пожалуй, единственная страна в мире, где культурная и религиозная традиции не прерывались с древнейших времен. Ни одна нация в Индии и традиции на протяжении тысяч лет не были утрачены! И именно высоко в горах западных Гималаев, в трудно доступных местах Тибета, в отдалении от цивилизации и стало возможным сохранение таких древних культурных традиций. Древние храмы, буддистские монастыри, впечатляющие ландшафты, мягкий климат, уникальный  жизненный уклад и психология индийцев производят на вас чудесное воздействие, которое восстанавливает  душевные силы и, как следствие, телесно исцеляет!  

Индия, Тибет, Гималаи дают человеку такой мощный жизненный ресурс, равного которому я не знаю. Кто бы ни приходил как завоеватель в Индию, сам оставался завоеванным! А сколько делаешь своих открытий! А какая наступает ясность восприятия и ясность жизни! И, может быть, поэтому, тому, кто хотя бы раз побывал в Индии, хочется возвратиться туда вновь. Особое состояние Души здесь не узнается – оно просто ощущается и впитывается вместе с вдыхаемым воздухом, с теплом, светом  из пространства.

Приведу слова Ошо Раджниша: «Индия – … это не только нация, страна или просто часть суши. Это нечто большее: это метафора, поэзия, нечто невидимое, но очень осязаемое. Это вибрация определенных энергетических полей, которыми не обладает ни одна другая страна…» 

Индия 

Наступает день вылета в Дели. Наша группа собирается вместе, все - из разных мест России, традиционно, в Шереметьево-2 в холле у табло прилета-вылета. Знакомимся. Нас приветствуют Виктор Викторович Макаров, Президент Профессиональной Психотерапевтической Лиги России, организатор и руководитель экспедиции, Галина Анатольевна Макарова. Нам раздают конверты с документами, картами и, тут же приглашают на регистрацию. Участники экспедиции – известные в России и за рубежом психологи и психотерапевты. Вылет из аэропорта Шереметьево -II из Москвы и прилет в аэропорт Индиры Ганди, в Нью- Дели, состоятся по расписанию. Ночной полёт оказался довольно комфортным.

И ранним утром (разница во времени +2.5 часа) я ступил на индийскую землю. Я уже бывал в Индии и на этот раз ощущения другие: ожидание чудесных впечатлений и открытий,  уверенность и оптимизм и ещё - чувство особенного состояния, которое описанию не поддается. После быстрого прохождения формальностей въезда, нас тепло встречает и приветствует Аджит Вардан Сингх, наш постоянный представитель ОППЛ в Индии. По традициям гостеприимства - одевание ожерелий из живых цветов и вручение тибетских шарфиков. Очень тепло. 45 градусов. Комфортно только в помещениях и в автобусе. 

Переночевав в гостинице «Гранд Сартадж», мы начинаем дневные экскурсии по Дели. Мы посещаем храм Акшердам и храм богини Кали. Наибольший интерес, особенно у женщин, участниц экспедиции,  вызывает беломраморный зал образов богини Тара и Кали с двадцатью тремя её скульптурными изображениями, в соответствии с её изречениями.  Кали  и Тара,  проявления Богини и представляют собой динамические аспекты единой Космической Энергии и выполняют функции примирения и гармонизации всех различий и противоположностей. Они примиряют темные и светлые, материальные и чисто духовные, активные и пассивные стороны бытия. Когда смотришь на эти образы, возникают разные ощущения, идёт достаточно безопасное   осознавание чего-то ещё не «принятого» в себе, спрятанного далеко-далеко в подсознании. Это моё индивидуальное наблюдение.

Мы посещаем в Дели парк и древний храмовый комплекс с высокой башней и стальной стеллой из чистого железа. Её происхождение- до сих пор загадка для учёных и исследователей. Раньше,  стелла не была закрыта ограждением. И по поверью тот, кто, прислонившись спиной к стелле, сомкнет руки, обняв стелу позади себя, будет счастлив в браке всю жизнь.  

 

Гималаи. Лех 

Ранним утром следующего дня - переезд в аэропорт внутренних авиалиний. В Индии - серьезные проверки на внутренних авиалиниях с целью безопасности и мы прибываем туда за три часа до вылета.Вылетаем в Лех… и возвращаемся в Дели обратно, через 45 минут полёта, из-за метеоусловий высокогорного Леха. Второй вылет предпринимается примерно через полчаса ожидания в самолете.

Посадка на высокогорном аэродроме произвела на меня сильное впечатление. Самолет заходит на посадку между гор, в ущелье. Теперь понятно, что погода здесь переменчивая и особенная. Она похожа на нашу, летнюю, температурными перепадами: ночью 18 градусов, днем 25-35. Сезон дождей не распространяется на Северную Индию. Высота Леха около 3500 метров над уровнем моря. Кругом горы. «Прохладно» и комфортно после Дели! Вершины более 5000м – заснежены.

Размещение - в приличной гостинице «Синг Палас» с уютным внутренним двориком, где, за летними, плетеными столиками можно всегда, как захочешь выпить чашечку чая-масала или кофе. Сразу чувствуется, что Лех – находится высоко в горах. У многих членов экспедиции начинаются симптомы горной болезни. У нас специально предусмотрено здесь время для адаптации, ведь вся остальная часть экспедиции будет проходить в Гималаях а движение по горным маршрутам предполагает преодоление перевалов на высотах более 4000 метров.

Лех (произносится как Ле) - столица Ладакха, древний город, находящийся на Великом Шелковом пути из Китая в Среднюю Азию. Область Ладакх - оплот тибетского, тантрического буддизма. Здесь сосредоточены гомпы, группы монастырей и множество ступ или чортенов (ламаистских культовых сооружений), символизирующих присутствие Будды.  

Буддистские монастыри  

Дорогой читатель, я прошу простить меня за некоторую хронологическую непоследовательность описания. Это всё из-за особенностей восприятия…. После небольшого отдыха и шопинга, мы отправляемся исследовать близлежащие от Леха монастыри и храмы. Передвигаемся по горным дорогам на джипах. Природный  ландшафт скуден, растительность есть только в долинах, там, где протекает река Инд. Каждый участок такой плодородной земли здесь ухожен, возделан, используется с максимальной отдачей.

Мы едем в монастырь Тиксе, построенный 600 лет тому назад. Монастырь состоит из 12 уровней, поднимающихся по склону вверх. И мы поднимаемся по внутренним улочкам, по ступеням вверх. Можно отдыхать, расположившись на широких ступенях. Перед нами - открытое пространство Гималаев. На высшем уровне монастыря – храм, символизирующий пребывание воплощённого Ламы. Гомпа Тиксе содержит 10 храмов.

Монастырь Тиксе - один из самых больших и древних монастырей в регионе. Здесь бережно хранятся уникальные фигуры божеств и древние тексты. Мы посещаем библиотеку, в которой хранятся древние писания. Это таблички на плотной бумаге, расположенные между тонкими деревянными пластинами и обернутые в ткань. Тексты на тибетском языке. Все книги, о чём говорит их внешний вид, используются монахами в повседневных службах.  

Особо примечательна скульптура  15-ти метрового Будды будущего, Майтрейи, занимающего целиком отдельное 4-х этажное здание. И его можно рассмотреть с каждого уровня. Будда Майтрейя - Будда будущего, который появится в нашем мире только, когда буддистское учение придет в упадок, а средняя человеческая жизнь будет продолжаться не более 10 лет и весь мир погрязнет в войнах и бесконечных страданиях. Но для того, чтобы не допустить такого рода испытаний на долю человечества, буддисты взывают к Будде Майтрейе - прийти сразу же, как Учение Будды Шакьямуни, Будды настоящего, станет приходить в упадок.

Практически везде можно фотографировать. Только не рекомендуется заходить в комнаты монахов. Дверей в кельи монахов нет и можно видеть их  быт и очень скромное убранство.В некоторых монастырях находят еду и кров тибетские странствующие люди. Они сидят на ступенях, медитируют, вращая по часовой стрелке, специальный барабанчик, внутри которого находится свиток с мантрами. 

На следующий день, после утренней медитации, начинается поездка в монастырь Хемис – это один из самых больших и известных монастырей, находящийся в 45 км к югу от Леха. Монастырь Хемис образован в 17-м веке, это самый значимый монастырь из секты «Брокпа ордер» (монахи в желтых шапках) в Ладакхе. Он расположен на склоне горы, в липовом лесу. В монастыре расположены два летних храма, стены, в которых украшены старинными росписями. Свет в эти храмы попадает через отверстия в потолке. В одном из храмов - коллекция чотпа, цветных фигурок, сделанных из муки и масла для приношения Будде. Возраст некоторых из них 200-300 лет.

Монастырь Хемис ещё продолжают достраивать.Едем вниз, по течению реки Инд и, нашим взорам открывается, расположенная на высокой скале, чудесная ладакхская святыня - монастырь Спитук. Он основан в 11-м веке. Я обращаю внимание на то, что в каждом из монастырей, есть своя традиция! Это зависит и от направления в буддизме и от традиций основателей.  

Монастырь Файянг расположен  неподалеку от Леха на синем холме, он основан в 15-м веке. Там живет около 50 монахов, принадлежащих ордену Кагьюпа – «красношапочников». В июле в монастыре проходят мистерии Чам, многочасовые танцы лам. Мы не застали этих праздненств и ритуальных церемоний, а лишь осмотрели внутренний дворик монастыря, сам храм, помещения в которых проходят службы, рассмотрели большие ритуальные маски для праздненств, бережно сохраняемые.  И мы, как раз, успели на утреннюю службу и присутствовали на ней. Чтение текстов монахами, звуки больших барабанов, вся атмосфера службы в храме, способствует быстрому расслаблению и входу в медитативное состояние. Для меня не важен смысл произносимых текстов, для меня лично это - как молитва обо всех, их здоровье, благополучии и, как молитва обо мне!

Вообще в Индии, в Гималаях пороги восприятия меняют свои границы и, от этого – возникают другие ощущения, ощущения, к которым не было «доступа» раньше. И, как следствие - расширяется диапазон дифференциального порога ощущений, достаточно минимального прироста величины раздражителя, чтобы замерить, едва заметное изменение ощущения. После службы у монахов - занятия танцев. Танцующие монахи – очень молоды, гибки.

Особенно удивительным было мне видеть впервые монахов-детей, возраст примерно от 6-7 лет и старше. В Гималаях есть традиция - отдавать сына-первенца в монастырь. И часто его наставником становится родственник-монах, сам не имеющий возможности из-за обета иметь детей. Дети получают полноценную заботу и внимание с их стороны до совершеннолетия. После 18 лет они могут выбрать монашеское служение или дальнейшее светское образование.

Удивительно, но обычно, все первые четыре года обучения дети познают ответы на такие  экзистенциальные вопросы как: «Кто Я? Что есть мир? Как мне взаимодействовать в мире? И начальное образование в монастырях акцентируется на одном предмете – «Мировоззрение». Только после этого начинается настоящее учение.

Понятно, что ценностные ориентиры тогда расставлены совсем не так, как у других людей. Бывает, что такие вопросы  обычно человек задает сам себе уже в конце жизни. И от этого, в самый кризисный момент жизни, может испытывать огромное разочарование.

Дети есть дети. Однако они, во время  ежедневных утренних и вечерних служб, также имеют свои обязанности. Они ходят за водой в долину с кувшинами. Во время служб - читают тексты с табличек, очень умело и впечатляюще бьют в большой плоский тибетский барабан. А когда улучат свободную минутку, забываются и, немного балуют.  Монашеская одежда на них, такая же, как и на взрослых, только очень маленькая. В этом монастыре, утренняя служба совмещена в приемом пищи. Может быть, потому что в Гималаях буддизм,  как и везде в мире не имеет жестких норм и - нет разногласий.   

Монастырь Лекир, расположен в 52 км от Леха. Он был основан в 1065 году сектой Гелугпа. Управляющий монастыря ныне - младший брат Далай Ламы XIV. В монастыре есть небольшой музей, в котором мы осмотрели бережно сохраняемые старые реликвии - королевские грамоты, танки (иконы на ткани), статуи Будды и предметы одежды и обихода лам древности.  Далее мы едем дальше, в монастырь  Ризонг, основанный 140 лет тому назад. Этот монастырь,  находящийся в уединённой местности,  он принадлежит также секте Гелугпа, которая славится самым строгим монашеским уставом. Местные монахи не имеют никакой собственности, кроме одной пары одежды и обуви и получают скудную пищу - 2 раза в день с монастырской кухни. Монастырь Ризонг расположен в бесплодной долине абсолютно лишенной растительности. Ландшафт просто марсианский. Затем - переезд на джипах в деревню Алчи и посещение монастыря в деревне.

Древний монастырь Алчи - одна из самых важных культурных и исторических ценностей буддистского мира. Построенный в 11-м веке знаменитым проповедником Рингченом Дзангпо, монастырь - настоящая сокровищница буддистской живописи выполненной в кашмирском стиле, весьма отличном от традиционной фресковой живописи других тибетских монастырей. Примечательно так же и расположение монастыря - он укрыт в долине реки в отличие от остальных монастырей, высоко вознесенных на вершинах холмов.  

Такая насыщенная посещениями храмов программа у нас совмещается с прогулками по городским улочкам Леха, посещением местных лавок. Торговцы узнают, каким-то чудесным образом, нашу национальность и, завидев нас издалека, обращаются… по-русски! На улице можно увидеть, очень бедных людей, сидящих или лежащих, с металлическим бидончиком для подаяния. Рядом, прямо на асфальте, спят дети, и смотришь, проходя рядом, чтобы не наступить на их длинные волосы.  По улочкам бродят священные коровы.

Пребывание в Лехе для меня замечательно тем, что нет возможности и желания отслеживать - какое сегодня число, какой сегодня день недели и, даже который сейчас час. Время теряет здесь смысл и свои привычные характеристики. Мой коллега, Валентин, пошутил, что уже прошло пять дней, как мы в Ладакхе. - Я автоматически проверил рукой «растительность» на бороде, правда ли это? - Это было на второй день пребывания в Лехе, утром! 

 

Дороги Ладакха 

Путешествие по северной Индии. Дорога - Лех-Каргил-Шринагар, самая северная горная дорога в Джамму и Кашмире. Окружающий ландшафт, из-за высокогорья, очень скуден. Горы – без какой либо растительности, красновато-песочного цвета. Крутые подъемы, серпантин дороги на перевалах поднимается выше 4000м. Местность малонаселена. Каких-либо дорожных знаков нет, за исключением обозначения очень опасных мест. Вообще, в Индии правила дорожного движения мало кто нарушает, особенно в горах. Каждый грузовик расписан и украшен индивидуально и отражает индивидуальность своего хозяина. В Индии есть такой специальный сервис, даже номера написаны вручную, без особого стандарта. Надписи следующего содержания - «Любимая, жди меня! Я вернусь!», для других водителей: «Если ты меня не видишь – я тебя тоже не увижу!» 

Я обращаю внимание на то, как строится и поддерживается в исправном состоянии эта дорога. На дорожные работы здесь  привлечены местные жители, все – юноши, в очень бедной одежде, очень худые. Мастер-специалист только руководит строительством. Всё делается вручную, одни - обтесывают камни, добытые рядом. Другие – молотком (!), делают щебень двух размеров, крупный и мелкий. Асфальт также варится прямо у дороги. От холода, пыли и ветра люди защищены лишь широкими, пропыленными, темно-коричневыми шарфами, обмотанными вокруг лица и тела. Я предполагаю, что это парни из окрестных селений, которые дорожат этой работой, потому, что она, возможно, единственная. Скудный обед: домашняя лепешка и, ледниковая вода, из текущего рядом ручья, налитая в неоднократно используемую пластиковую бутылку.

Для многих состояние сытости – привычное состояние, а состояние голода страшит и непривычно. А есть люди, для которых состояние некоторого недоедания более привычно, чем состояние сытости и довольства.  

Мои открытия: многие люди из-за ограниченного доступа к своим ощущениям, не чувствуют ценность жизни, не ценят то, что у них есть здесь и сейчас. Им мешают их иллюзорное мировосприятие и иллюзорные желания, нездоровые амбиции, которые, только и ведут к потере опоры в жизни. И от этого - у людей много разочарований и сожалений, печалей и обид, злобы и агрессии. А как же в таком состоянии можно желать людям добра?  

Я вспоминаю случай в Шринагаре. Мы отправились на прогулку по городу, что-то посмотреть, что-то купить. Надежда, участница нашей экспедиции, произведя покупку в одной из лавок, расплатилась и вышла на улицу, идет дальше. Через примерно метров сто, мы слышим: «Леди, леди!…»  Нас догоняет торговец из лавки и возвращает назад купюру - мол, вы дали вместо сто рупий - сто долларов! (а стоимость покупки -100 рупий, примерно в пятьдесят раз меньше). Улыбается и, извиняется. Или ещё одна мелочь – забытый пакет с двумя парами обуви в гостинице в первый день пребывания в Индии нам возвращают на обратном пути, после окончания экспедиции. Мы просто случайно проезжали мимо и заехали в эту гостиницу.

И мне ясно, что главная отличительная черта индусов это традиционная духовность! А там же, где её нет, можно сколько угодно долго и бесполезно, призывать к честности и порядочности.Вот как по-разному живут люди! 

 

Разделение экспедиции в Сонамарге  

По пути в Сонамарг (Солнечная долина), нам открываются невероятные, живописные красоты, густые сосновые леса на склонах гор, бурные потоки извивающейся среди гор реки…и, синее-синее небо!Поздним вечером 11 июля мы прибываем в Сонамарг и, после ужина собираемся для подведения итогов дня и составления плана на следующий день. Принято решение – в 10 часов утра основная часть экспедиции,  уезжает в Шринагар. Мы втроём - я,  Валентин и Надежда, остаемся для восхождения на Амарнатх.

 

Восхождение на Амарнатх. Шива-лингам в пещере Амарнатх. Путь длинною в 34 километра

Это Что-то! После раннего завтрака в Сонамарге  мы отправляемся в путь. Прибыв в Балтал около 4.30, пройдя двойной контроль на входе, мы оказываемся в ночном пространстве, где тысячи паломников, погонщиков, носильщиков, лошадей. Нас ведут проводники к лошадям, на которых мы поедем в горы. Мне досталась невысокая, спокойная белая лошадка. Проводника зовут Малик. Балтал это отправной пункт в долине, откуда до священной пещеры уже можно добраться только пешком. Предстоит длинный, порою опасный, наполненный незабываемыми впечатлениями путь к пещере Амарнатх.

Пещера Амарнатх – одна из наиболее известных индуистских святынь. Согласно мифологии, это пещера, где Шива объяснил тайну жизни своей жене Парвати. Внутри пещеры Амарнатх находятся меняющиеся в размере, в зависимости от времен года, ледяные сталагмиты. Пещера находится на высоте 3888 метров.

Мы начинаем движение вверх по горной тропе. Многих людей несут носильщики, в специальных одноместных бамбуковых носилках, ручки которых они держат на своих плечах. Удивляет их гибкость и синхронность движений. Так легче. По пути следования вверх по горной тропе, расположены два палаточных лагеря, где можно дать отдых себе и лошадям, выпить чашку горячего чая. К высоте мы уже адаптировались и, она мало нас беспокоит. От усталости и напряжения мы относительно спокойно относимся и к тому, что при восхождении тропа то расширяется до 2-3 метров или сужается до 1,5 метра, и к тому, что справа – скала, а слева пропасть, глубина её поразительна – насколько глаз видит.

Гималаи, движение вверх, утомление, опасность,  дают ощущение равновесности к жизни и к смерти. Мне ясно – что, находясь здесь, в многочасовом и многотрудном пути вместе с паломниками, я могу  почувствовать Ценность Жизни! А слово жизнерадостный для меня открывается как радующийся своей Жизни!

И от этого - ощущение полного душевного спокойствия. И тогда лучше  ясно, что вся жизненная суета, придуманные умом иллюзии мира, амбиции, алчность и гнев, привязанности и эгоизм уводят человека от самопознания и самоприятия. Они не дают возможности человеку узнать свою миссию, узнать, кто он есть, зачем живет, что есть мир и как ему взаимодействовать с миром. И именно они - «производные от любви обусловленной», не дают возможности почувствовать себя здоровым и счастливым, именно они оставляют материальные следы в теле человека и разрушают его.

А когда обретаешь опыт такого состояния, чётко понимаешь, что способность ясно видеть, не может быть реализована без способности ясно слышать. Самого себя в первую очередь! А если сам ясно слышишь, то и сам ясно говоришь. И тогда твои цели реализуются!

И очень важно осознавать, что, отправляясь по пути самопознания и в «поход» за своей индивидуальностью, лучше доверять своим чувствам и ощущениям, чем своим мысленным «конструкциям», тогда и не размываются границы реальности.

И если умеешь сам убирать из своего "внутреннего" пространства всё, что мешает, что накоплено годами: разочарования, зависть, вину, ненависть, обиду, гнев то внутри сделается чисто и светло. И душе хорошо в таком пространстве. И тогда есть телесная и душевная целостность и энергия. Человек тогда светится внутренним светом, путь его лучится и другим людям легко и приятно находиться рядом! 

На некоторых участках тропа скалистая и лошади очень осторожно ступая, находят тот путь, по которому можно пройти безопасно. Путь проходит и через подмытые ледниковые «хвосты», в ущельях. Кое – где, бурные потоки ледниковой воды с шумом стекают вниз, в долину горной реки Индус.

Паломники очень открыты, встречные приветствуют нас улыбкой, с таким приятием, на которое способны только индусы. Они приветствуют друг друга и нас возгласами –«Бам-бам боле-е!» В ответ мы поем –«Боля-боле-е..»

Индусы очень чувствительны природно. Они тонко чувствуют фальшь, невключенность, неживые эмоции. Находясь рядом с ними невозможно быть наблюдателем каких-либо событий, необходимо быть их участником. Тогда они открыты! 

Наша европейская внешность здесь редкость и люди смотрят на нас с большим любопытством, особенно привлекательна Надежда, в восточном одеянии, верхом на лошади. В местах большого скопления паломников, лошадей, индусы очень учтиво и предупредительно освобождают путь для нас. Многие фотографируются рядом с нами. Среди многотысячной вереницы паломников, поднимающихся к святому месту и уже спускающимися вниз, европейцев, кроме нас, здесь больше никого нет.

Сколько людей находятся на этом пути, подсчитать довольно затруднительно, по моим подсчётам в день к пещере поднимается 25-30 тысяч человек. Для многих в Индии эта мечта, паломничество к лингаму Шивы, осуществляется только раз в жизни! Паломники идут к пещере ради даршана лингама Шивы, лицезреть ледяной фаллос божества, восстающий в период летнего полнолуния.

Для нас же, главное, сам Путь! В этом пути человек перестает быть правителем, облеченным властью, перестает быть нищим или бедным, он снимает свою ролевую маску жизни. Он просто становится самим собой! В Гималаях все равны перед опасностью и красотой Мира!

И я осознаю, что восхождение на Амарнатх  я начал не в Балтале, я начал  движение по этому Пути задолго-задолго, делая шаг за шагом по пути своего самопознания! 

Через 5-6 часов мы поднимаемся к лагерю паломников, у самой пещеры, вид которой, впереди, вверху открывается издалека нашим взорам - настолько арчатый свод пещеры имеет внушительные размеры, примерно 30-40 метров. В ледниковом ручье паломники совершают омовение перед входом в святыню, одевают чистое, что у них есть. Есть здесь и странствующие люди и агхори. Всё их «имущество» - всегда с собой, а самое примечательное – это блестящий металлический кувшин! 

Вспоминаю о прочтенной мною легенде, которая  повествует о том, как молодой Шива любил медитировать. А остальные боги были возмущены тем, что молодой бог не выполняет свою миссию и решили его женить, чтобы он образумился. Выбрали ему самую красивую девушку, наделили её самыми нужными для жены добродетелями, красиво нарядили и отправили к Шиве. А он медитирует и, не замечает ни ласк, ни красоты, ни изящества нарядов, ни блеска драгоценностей. Тогда боги решили, что девушка станет служанкой  в доме Шивы и наделили её всеми добродетелями домохозяйки. Но Шива продолжал медитировать и опять не замечал ни вкуса еды, ни мягкости ложа. А девушка, между тем, стала действовать самостоятельно, как ей подсказывало сердце. Она сняла все драгоценности, красивые одежды и, расположившись неподалеку, стала медитировать!  Энергия желания, жизненных целей и глубокая вера людей в чудеса и порождает чудеса! И так они сидели напротив друг друга не один месяц, пока Шива не заметил и  не заинтересовался медитирующей девушкой. Прошло 10 лет!  И Шива  восхитился  её терпением.  Это была Парвати – Великая Йогиня. Затем у них родился сын Ганеша, который является покровителем  всех психотерапевтов в Индии.

И что удивительно - в пещере на Амарнатхе - две ледяные «головы». Между ними, посредине, за зарешеченным ограждением, есть символическое ложе.

На входе – металлическая перекладина, на которой размещено множество колоколов разных размеров. Люди, проходя через  ворота, ударами в колокол обозначают - «Я здесь!» Я тоже обозначил себя себя - «Я здесь и сейчас!» и тут же вошел в особое состояние сознания! Многоголосье, непрерывный, разнотональный звон колоколов, тесное людское движение. Множество паломников совершают ритуал подношения Шиве, служители благословляют пришедших. Раздаются сладкие сахарные шарики, которые позже необходимо употребить с фруктами.

Мы получаем также благословление. Прохождение по самой пещере – только босиком. По каменным площадкам и ступеням пола пещеры течет ледниковая вода. От многочисленных ног - она превращается в грязноватую холодную жижу. Босые ноги просто жжёт и,… никто не переохлаждается. Многие приносят и приводят сюда совсем маленьких детей.Когда я вышел наружу, на свет, состояние контролируемого транса ещё сохранялось полчаса.И ощущения - очищения, легкости, причастности, светлости внутреннего пространства и, Радости Жизни! … 

Мы возвращаемся обратно, в Балтал примерно через 6 часов пути. Спускаться вниз, ничем не легче, чем восходить к вершине. Я замечаю, что мне охота меньше разговаривать, больше молча созерцать, побыть наедине с собой, доверившись своим чувствам.

Внизу нас ожидает проводник в палаточном лагере. После короткого отдыха, чаепития, мы садимся в джипы и примерно через 3-4 часа прибываем в Шринагар. Вечером, мы рассказываем своим коллегам о своих необычных впечатлениях от восхождения... 

 

Расселение в отеле на лодках

Прибыв на набережную озера Дал в Шринагаре, мы увидели пристань и множество специальных лодок-такси, красиво украшенных и управляемых одним лодочником-гребцом. Мы сели в них и отправились в отель на воде – «Шабистан». Почему на воде? Город Шринагар был излюбленным местом англичан. Но махараджа, правитель штата, не разрешал иностранцам покупать землю под строительство домов, и они обустраивались на воде, сооружая на озере Дал плавучие жилища - каркасные дома на длинных лодках. Англичане ушли, а традиции остались. Иностранцы селятся только в гостиницах на воде! И мы проведем несколько незабываемых дней и ночей на хаузботе (гостиница-лодка) посреди озера Дал, в окружении множества розовых цветов лотоса.

Озеро знаменито также и плавучими садами. Здесь, ловко маневрируя на своих лодках, местные крестьяне выращивают овощи или яркие цветы. Многие деревья растут на слое почвы, уложенном на тростниковых плотах двухметровой ширины. Яркие, разнообразные цветы, различные сувениры, товары первой необходимости, торговцы на лодках предлагают туристам прямо на воде, сопровождая вас в пути от плавучей гостиницы к пристани на набережной. И весьма вежливо-доброжелательно-настойчиво предлагают что-то купить. Здесь, на воде, есть магазины с промтоварами и продуктовые лавки, к которым можно причалить и приобрести необходимое. Мне понадобились видео-карта и флэш-накопитель с определенными параметрами - всё нашлось у торговца в лодке(!). В плавучих лавках находятся даже живые куры в специальных клетках. Это на случай, если кто-то заказывает в ресторанах курицу, то тогда лавочник продает её посыльному, предварительно взвешивая на весах в живом виде. Курочка смирно сидит в одной чаше, в другую лавочник ставит гирьки…

На лодках – и бабушки, ловко управляя веслом, возят своих внуков поутру в школу, те чинно сидят в красивой форме. И стражи порядка за движением по воде - также на лодках. А лодочники-таксисты бережно перевозят людей по импровизированным улочкам на воде, вдоль лотосных плантаций. Особый шик – беззвучное управление веслом.

Шринагар. Храм Шанкарачаря «Трон Соломона», райские сады  

Шринагар (Сринагар), столица штата Джамму и Кашмир. Этот красивый город расположен в долине Кашмир. Долина Кашмира– одна из самых живописных областей Индии. Недаром её называют потерянным на земле раем. Могущественные правители Индии всегда предпочитали чистый прохладный воздух Кашмира жаркой центральной части страны. Именно в Кашмир во времена британского правления съезжались в летний период изнывавшие от жары высокопоставленные  англичане. И сейчас - это знатные курортные места Индии. А всемирную славу этому штату принесли кашмирские шали и шелковые ковры, драгоценные камни и ювелирные украшения.  

Немного истории: Шринагар был основан в III веке до н. э., когда властитель Ашока, правитель, создавший индийское государство примерно в нынешних границах, послал буддистских миссионеров в Кашмир. В 16 веке Кашмир был завоеван императором из династии Великих Моголов Акбаром и стал частью мусульманской империи. На лето Акбар переселялся из Дели в Кашмир. Акбар объявил Кашмир своим личным садом. Он повелел начать строительство великолепных дворцов с садами в Шринагаре. Все сады разбиты по определенному плану, с обязательными прямоугольными, ступенчатыми террасами. Вода с гор устремляется в сады Шринагара через каменные парапеты, течет под павильонами серией каскадов, пересекает всю территорию и наконец вливается в озеро Дал.  Сад Шалимар-Багх  с его великолепными павильонами, ниспадающими водопадами и множеством экзотических растений и цветов считается самым красивым в мире.  

На вершине горы, видимой из любой точки озера Дал, расположен храм Шанкарачаря - «Трон Соломона». До 19 века Храм носил имя Соломона. Храм был построен в 200 г. до н.э. в честь визита Соломона в Шринагар.  К храму, расположенному на горе  ведут более 200 ступеней. Однако, прежде, чем начать движение вверх по этим ступеням, мы едем вверх по 12-ти километровому серпантину, расположенному в красивом природном парке, на джипах. С вершины, с площадки Шанкарачарья – открывается великолепный вид на озеро Дал и город. 

Утренняя йога и вечерние медитации  

Ежедневно Аджит Вардан Сингх проводит утренние занятия йогой и вечерние медитации. Он поясняет, что слово Сурья - означает «Солнце». «Намаскар» - приветствие. Солнце поддерживает своей энергией все живое на земле. Практика Сурья намаскар предназначена для того, чтобы мы пропитались этой энергией. Неповторимые утренние медитации на восходе солнца в горах, когда вокруг девственная природа и величие гор, а рядом профессиональный врач и йог, обучающий нас древнейшим технологиям долголетия, красоты  запоминаются ощущением полного умиротворения.

Сурья Намаскар - комбинация физических и дыхательных упражнений йоги, медитации, солнечных ванн и слов, обращённых к Солнцу. Как система омоложения тела и души, она несравнима ни с чем и в индийской традиции входит в регулярную практику последователей Ведических практик. Согласно священным писаниям, один раз совершив поклонение Солнцу, человек достигает результата благочестивой деятельности, подобно пожертвованию 100.000 коров. Оказывая почтение Солнцу многие болезни и препятствия, вызываемые «плохим положением Солнца» в гороскопе, нейтрализуются. Один цикл упражнений Сурья Намаскар - намного эффективней, чем неделя занятий обычными физическими упражнениями. Совершение Сурья Намаскар избавляет от бедности и  приносит достаток.  

 

Восхождение на Гулмарг 

Одно из украшений планеты Земля – Гималаи.  В 52 км от Шринагара, в местечке Гулмарг, есть одноименная высота, над уровнем моря -4146 м. Там работает самая высокогорная в мире канатная дорога. Её длина 3050 м. На фуникулере, в два этапа, можно добраться почти доверху.  Вагончики канатной дороги иностранного производства, поднимаются под большим углом вверх,  и тогда окружающий  мир, Гималаи,  открываются вам такими, какими их редко удается увидеть. И я не ошибся в названии главы. Какое-то расстояние можно комфортно проехать по канатной дороге. Кстати, она иногда останавливается (перебои в работе дизеля). Остальное расстояние до вершины необходимо преодолевать самим! 

Гималаи потрясают. Никакие прилагательные в превосходной степени не в силах хотя бы приблизительно описать состояние близости к космосу и, одновременно, к земле.  Воздух несколько разрежен  и, это можно почувствовать по особенностям распространения звука на высоте. Необходимо говорить немного громче, звук  тает неподалеку от тебя. Наверху не холодно, сказывается летняя пора. Я увидел, что индусы, на верхней станции, надевают теплые шапки, что-то вроде наших казачьих папах. Они приезжают со всей страны посмотреть на диковинное явление  - снег! Особенно это впечатлительно для детей, которых сюда привозят взрослые. Здесь достаточно безопасное курортное место.  Если мы в России традиционно едем отдыхать на юг, там, где тепло и солнце, то индусы едут от жары на север, в горы, где есть прохлада. Эти парадоксы впечатляют. Дают символику разностороннего мировосприятия. 

У верхней станции, на снежном склоне, для индусов организовано восхождение к местной вершине  на одноместных деревянных санках. Их тянут в гору впряженные в лямки – тянульщики. Под подбадривающие возгласы и традиционные «кричалки», эта кавалькада саночников медленно поднимается вверх (!) по снежному склону. А рядом, по тропе мы поднимаемся пешком к вершине. Кругом большие камни: на некоторые мы наступаем, какие-то обходим, о какие-то опираемся руками или держимся за них, чтобы не оступиться.

Достигнув вершины, хочется петь! Ощущение восторга и особенного чувства – достижения. Мы ведь так любим восходить на все горы, которые нам встречаются на пути…Я впервые вижу эдельвейсы! Очень красивые и скромные цветы. 

Великолепное, исключительно увлекательное и  незабываемое путешествие Души!     

Завтра уезжаем… И, остается ощущение неразгаданной тайны… 

©  Вадим Шмаков