Шмаков В.М. О психоаналитической теории личности З. Фрейда и периодизации психического развития/1

НА ГЛАВНУЮ

Автор: Шмаков В.М.

Ключевые слова: психоанализ, топографическая модель, топика психических процессов, психодинамическая модель, психосексуальное развитие, периодизация психического развития, стадии психического развития, сознание, либидо, катексис, катарсис, сознательное, бессознательное, предсознательное, инстинкт, невроз, тревожность, регрессия, сопротивление, перенос, проекция, нарциссизм, психологические защитные механизмы, вытеснение, рационализация, фиксация, сублимация, культура, инфантильность, комплекс, психотерапия     

Научно-исследовательский подход к  изучению психики надёжно вывел науку психологию на новый уровень развития. Зигмунд Фрейд первым исследовал явления бессознательного, его природу и формы проявления психического. Психоаналитическая теория позволила не только периодизировать психическое развитие личности, но и создала базовые предпосылки для дальнейшего развития психологической науки.  Фрейд  рассматривает факторы влияющие на формирование и развитие психики начиная с пренатальных воздействий, влияния родов и далее - до становления характера у взрослых. В своих работах: «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три статьи по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа наслаждения» (1920), «Массовая психология и анализ человеческого "Я"» (1921),  «Я» и «Оно» (1923), «Неудовлетворенность культурой» (1930), и др., З. Фрейд выдвинул ги­потезу о важнейшей роли сексуальности в возникнове­нии неврозов, о роли бессо­знательного и возможности его познания через анализ, интерпретации, толкование сновидений.

Основа ортодоксального подхода в теории личности З.Фрейда заключена в том, что пове­дением людей управляют не законы общественного развития, а иррациональные психические силы. Интеллект, реализующий посылы Эго - это только средство маскировки этих психических сил, а не активного отражения реальности.  Этот подход является и достаточно справедливым и, одновременно спорным.  З.Фрейд исследует роль важнейшего, по его мнению, двигателя психичес­кой жизни человека - "либидо" (инстинктивного влечения к чувственному наслаждению, удовольствию), определя­ющего противоречия человека и микро и макросоциальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации. По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а пси­хическая деятельность подсознательного - принципу реаль­ности.  Происходит вытеснение  в бессознательное неприемлемых желаний,  эгоистических, асоциальных идей. Предсознательное являясь соответствующим фильтром, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Психоаналитическая теория З.Фрейда получила своё дальнейшее развитие в работах К.Г. Юнга, А. Адлера, К.Хорни, А. Фрейд.

По Фрейду инстинктивный импульс может быть или разряжен в приемлемом действии, или неразряженным вы­теснен обратно в бессознательное. Он может быть также лишен своей первоначальной энергии посредством реактивных образований (стыд, мораль) или сублимации (переключения энергии с неприемлемых целей и объек­тов на приемлемые). И именно через принцип сублимации З.Фрейд рас­сматривал возникновение религиозных культов, появ­ление культуры, искусства и общественных институтов, возникновение науки и, цивилизационное развитие всего человечества. 

По Фрейду - культура выступает как «Сверх Я», она осно­вана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. В работе «Неудовлетворенность культурой»[1]  З.Фрейд приходит к глобальному выводу о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье и усиливает у человека чувство вины и тревоги из-за ограниченности реализации его при­родных желаний, из-за несответствия желаемого с действительным. И при рассмотрении социальной организации общества он акцентрирует внимание не на её надиндиви­дуальном характере, а на детерминированной, природной склонности человека к агрессии, гневу, разрушению, которая может быть обуздана культурой.

Всякий душевный процесс в виде идеи образуется прежде в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – это не обязательный процесс, поскольку, далеко не все психические движения непременно становятся сознательными. Некоторые, а быть может, и большинство из них так и остаются в бессознательном.

Прибегая к образному мышлению, Фрейд сравнивал сферу бессознательного с пространством передней, в которой находятся все душевные акты, а сознание – с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном - на посту страж, который не только пристально разглядывает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать его из одной комнаты в другую или нет. Если какое-либо душевное движение допускается стражем в салон, то это еще не означает, что оно тем самым становится непременно сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона. Поэтому, если передняя комната – это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, пространство того, что можно было бы назвать предсознательным. И только за ним расположена комната собственно сознательного. И находясь на "задворках салона", сознание выступает в роли наблюдателя. Это пространственное, или, как Фрейд называл, топическое, представление о бессознательном и сознательном в психоанализе.

Сложное, многоуровневое  движение из психичесого бессознательного в предсознательное, обратное движение из предсознательного в бессознательное или же движение в область осознавания  и представляет саму  динамику индивидуального психического.

Психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь онтогенез человека и использующих для его описания как личности внутренние психологические свойства индивида. Фрейд первым охарактеризовал психику человека как сферу взаимодействия между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Он считал, что причина человеческих  проблем происходит из неосознанных естественных импульсов и подводит нас к тому, о чём  мы не осведомлены.

А не осведомлены мы о том, над чем мы не имеем контроля, что не можем осознавать. Психоаналитическая теория имеет в своей основе психодинамический подход в исследовании психики человека. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, а бессознательные психические процессы имеют весьма существенное значение в регуляции поведения человека в онтогенезе.  

В результате  клинической, научной практики и наблюдения, Фрейд создал первую развернутую психоаналитическую теорию личности и метод исследования психических процессов и лечения невротических расстройств, которые  невозможно изучить какими-либо другими доступными средствами.   Актуальность психоаналитической теории личности З.Фрейда не  иссякает в современной психологической науке и психотерапии. Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории З. Фрейда. Не зависимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию XX века, было неоспоримо глубоким и прочным.  

Уровень разработанности психоаналитической теории последователями З.Фрейда достаточно высок и она подтверждена отечественной и зарубежной психологической практикой. Можно утверждать, что во всей истории человечества, лишь очень немногие люди, оказали столь широкое и мощное воздействие на развитие мировой культуры и искусства, медицины, социологии.    Многие современные направления изучения человеческой психики, в той или иной форме используют психоаналитический подход З. Фрейда, как основополагающий. Этим и вызвана необходимость теоретического анализа психоаналитического подхода в данной работе. 

Д.м.н. профессор Макаров В.В. подчёркивает, что: «Не смотря на все идеологические запреты, психоанализ и его основоположник, один из наиболее выдающихся граждан XX века, доктор Зигмунд Фрейд глубоко вошли в нашу культуру, в наше мировоззрение».[2]

Психоаналитическая теория Фрейда эффективно приемлема в психотерапии, психологической и консультативной практике и отвечает биопсихосоциальной научной парадигме психотерапии. Однако в поле четвертого измерения в психотерапии – в области духовности - она недостаточна для понимания и определения последней.

Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности    

До Фрейда уже имелись описания деления психики на сознательное и бессознательное , однако только он особо подчеркнул активность и действенность бессознательного. Это привело к далеко идущим последствиям, когда бессознательные  процессы  стали рассматриваться не столько в статике, сколько в  динамике . 

Психоанализ как раз и нацелен на раскрытие  и исследование такой динамики бессознательных  процессов  в психике человека. Отличие психоаналитического понимания бессознательного от тех трактовок его, содержавшихся в предшествующей философии и психологии, состояло в том, что Фрейд не ограничился рассмотрением соотношений между сознанием и бессознательным, а обратился к анализу бессознательного психического для выявления его возможных составляющих. При этом он открыл то новое, что не являлось объектом изучения в предшествующей психологии. Оно состояло в том, что бессознательное стало рассматриваться с точки зрения наличия в нем не сводящихся друг к другу составных частей, а главное – под углом зрения функционирования различных систем, в своей совокупности составляющих бессознательное психическое.   

Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию  психики и на так называемую его «топографическую модель». Здесь следует отметить, что в топографических описаниях Фрейда тесно переплетенные динамические процессы выступают в виде специфических индивидуальных структур психического аппарата, которые взаимодействуют друг с другом в психологическом пространстве. «Фрейд предупреждал, что такие понятия как Ид, Эго и Суперэго, являются всего лишь абстракциями, что их нельзя рассматривать буквально, и называл любые попытки связать их с конкретными структурами и функциями мозга «мифологией разума».[3]  

Топографическая модель личностной организации              

Согласно  этой модели в психической жизни человека З.Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.[4]

Уровень - сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени, здесь и сейчас. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие  сигналы. 

Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимумом усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.  

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. И именно область бессознательного, её взаимодействие с другими областями психического, во многом определяет наше повседневное функционирование.  

Психоаналитическая структура личности    

Фрейд ввел в теорию личности три основных понятия-структуры: Ид (Оно), Эго и Супер-Эго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на приведенном ниже известном Рисунке 1.

 

           

Рисунок 1 -Топографическая модель психики

Из схемы видно, что сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как Суперэго пронизывает все три уровня. Рассмотрим поподробнее  все три структуры психики.

Согласно Фрейду, бессознательное состоит только из идей. И поэтотому неверно говорить о бессознательных влечениях, эмоциях или чувствах. Инстинкт не может быть объектом сознания. Им может быть только идея, представляющая инстинкт. И если инстинкт не связан с идеей то о нём ничего неизвестно.

Фрейд предупреждает: рассуждения о бессознательных или вытесненных инстинктивных влечениях - не более чем безвредное несовершенство языка. А рассмотрение на практике бессознательных любви, вины, тревоги, основано на трудно распознаваемом процессе, который не противоречит общему принципу.

Бессознательное определяется как огромная область психической жизни, которая никогда не осознавалась или прежде была сознательной, но подверглась вытеснению. Влияние бессознательного гораздо могущественнее, чем осознаваемого. Оно может глубоко изменять мысли, идеи, эмоции и влиять на поведенческие паттерны и соматическое состояние. Человек не может непосредственно осознавать его влияния, хотя бессознательные импульсы активно стремятся к сознательному выражению.

 "Ид". Слово «Ид» происходит от латинского «Оно». «Ид»  в теории Фрейда обозначает в первую очередь примитивные, инстинктивные и врожденные, витальные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция. «Ид» наполняет наше поведение энергией. «Ид» имеет  свое центральное значение для индивида на протяжении всей жизни, оно не имеет каких-либо ограничений, хаотично, спонтанно.

Являясь исходной структурой психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в психическом и телесном  функционировании.  

Реализация  импульсов «Ид» и получила название - принцип удовольствия. Однако, подчиняясь этому принципу, Ид, в чистом его проявлении, может  представлять опасность для индивидуума и общества. Поэтому импульсы Ид не могут напрямую "выходить" в область осознаваемого, они проходят туда чаще через фильтры Супер-Эго. Однако, что очень важно с психотерапевтической точки зрения, Ид играет роль посредника между психическими и соматическими процессами.

Фрейд описал два важнейших физиологических и ментальных процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы.  

1. Рефлекторные действия. Одним из примеров рефлекторных действий на раздражение дыхательных путей является кашель. Однако, рефлекторных действий не всегда достаточно для снятия неосознаваемого напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образы, которые непосредственно связаны с удовлетворением  основной потребности.

2. Первичные процессы – проявляются в виде нелогичных, иррациональных форм человеческих представлений, образов, иллюзий. Первичные процессы характеризуется неспособностью подавлять бессознательные импульсы и различать реальное и иллюзорное. Проявление поведения как первичного процесса может быть не безопасно для психики, если не оно не реализуется через внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда, не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей.  

Этот вывод важен тем, что первичные процессы, неразличение реальности и иллюзии являются одними из основных факторов способствующих формированию особенностей психики индивида и основой для последующей  невротизации у взрослых.

«Эго» -от латинского – «Я». Эго было названо Фрейдом вторичным психическим процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Эго – психическое личности, отвечающее за безопасность и принятие решений. Эго использует часть энергии Ид для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте и таким образом, действительно обеспечивает безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид.  Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения желаний, до нахождения возможности их реализации в той или иной форме, в соответствующих условий внешней среды.

Само понятие Эго подразумевает принцип и цели психоаналитической терапии: освобождение некоторого количества энергии Ид для решения проблем на более высоком уровне психики. Таким образом, мы подошли к следующей структурной составляющей психики.  

Супер-Эго (Сверх-Я) – «Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше   наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлин-ным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время… Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я «Сверх-Я».[6]  

По Фрейду Супер-Эго - заключительная составляющая развивающейся психики, функционально означающая систему ценностей, морально-нравственных императивов, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидума.  Будучи морально-этической силой личности, Супер-Эго является следствием продолжительной зависимости от родителей, ранних предписаний и фиксированных жизненных установок. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом… Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником».[7]  

В дальнейшем на развитие психики берет на себя основную функцию влияния микро и макросоциум. Поэтому можно рассматривать Супер-Эго и как индивидуальное отражение надиндивидуальной «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.  Супер-Эго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских предписаний, наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка.

Поощрительный аспект Супер-Эго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидума к установлению у себя высоких поведенческих стандартов. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля может и не служить принципу реальности.   Супер-Эго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими, и если это ему преимущественно удается, у человека чаще могут возникать психологические проблемы: чувство вины, чувство несоответствия, неуверенности, беспомощности и тревоги. Этот вывод особенно важен, когда мы учитываем взаимовлияние Эго и Супер-эго в контексте невротизации личности.

О нарциссизме

Под нарциссизмом понимают обращенность либидо в большей степени на себя, чем на объекты внешнего мира.  Состояние первичного нарциссизма - характерная особенность психики новорожденного, когда он ещё не способен проводить различие между собой и внешними объектами. В дальнейшем, в ходе прохождения стадий психического развития, нарциссический статус меняется.

«Недоразвитие» Супер-Эго, возникающее  из-за особенностей восприятия доминирующей отцовской фигуры в детстве как садиста и тирана может впоследствии стать основой девиации, которая называется нарциссизмом. Когда статус Супер-Эго личности не достаточно развит, также, как не развит и его Эго-Идеал,  главной жизненной целью может становиться достижение внешних статусных атрибутов, характерных для данного общества и формироваться стратегия -"Я -благополучен"-"Вы - неблагополучны". Избыточная направленность личности вовне, при сохранении нарциссических паттернов, впоследствии является отягощающим фактором прохождений кризисов зрелой личности.

Нарцисс с трудом способен к межличностной близости, он не способен любить, как и ревновать. Партнер нужен нарциссу лишь для реализации своих переносов себя любимого. В ранние периоды психического развития наибольшее значение в становлении нарциссизма также имеет изоляция от сверстников с раннего возраста, когда в отсутствии других объектов, субъектом изучения становится только собственное тело. Такой процесс, сам по себе безопасен, но без базовой, экзистенциальной основы не решает задачу самопознания. Психопатологическая почва (например, истероидная психопатия) также может привести к формированию этого нарциссического синдрома.

Детскому возрасту характерны некоторые преходящие элементы нарциссизма и  несколько ярче они выступают в возрасте 14 — 18 лет. У взрослых,  например, мужской сексуальный промискуитет (донжуанство) как правило, имеет нарциссическую природу, женский же - по О. Кернбергу - встречается практически при любом расстройстве личности. Нарциссическая мать, как правило, не способна удовлетворять эмоциональные потребности своего ребенка и способствует передаче нарциссической патологии из поколения в поколение.    Таким образом, «деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни».[8]  Фрейд придавал огромное значение  этому делению, это и есть основа всей психоаналитическая теории.  

Движущие силы поведения по Фрейду          

Этими силами Фрейд считал инстинкты, способствующие формированию психических образов телесных  потребностей, выраженных в виде собственных стремлений и желаний. Используя закон сохранения энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и целью любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте.

Мотивация личности по Фрейду полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял их на две  группы: инстинкты самосохранения или эго-инстинкты и сексуальные инстинкты.

Впоследствии Фрейд разделил их на разнонаправленные векторы: инстинкт жизни - Эрос и инстинкт смерти - Танатос. Инстинкт жизни включал либидо и часть инстинктов эго. Инстинкт смерти же представлял новую отдельную концепцию, такую же важную, как теория Эроса. По Фрейду - инстинкт смерти активизируется сразу при рождении и выражается в тенденции к возвращению органической жизни в предшествующее неорганическое состояние. Процесс жизни предполагает напряжение, а влечение к сметри преследует цель освобождение от этого напряжения.

Эта  концепция объясняет самодеструктивные побуждения (например аутотравматизм, самоубийство), агрессивное поведение по отношению к другим или компульсивные наклонности к повторению ранее болезненного или саморазрушающего опыта.

Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо - термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил следующие участки реализации либидо: рот, анус и половые органы.

Вторая группа – инстинкты Смерти. Энергия Танатос – лежит в основе всех проявлений агрессивности, гнева, жестокости, саморазрушающего зависимого поведения, суицида. В современной  практической психологии эти вопросы наиболее подробно исследуются в экзистенциальной модальности и являются ведущими в телесно-ориентированных  психотерапевтических направлениях, таких как кинезиология,  психокатализ [9],  танатотерапия. 

страница 1>> следующая 2 >>