Шмаков В.М. О психоаналитической теории личности З. Фрейда и периодизации психического развития/2

НА ГЛАВНУЮ

Любой инстинкт имеет четыре основные характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источником инстинкта является состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Инстинкты определены как отображенные в психике побуждения, возникающие в теле и уже существующие у новорожденных.  Цель инстинкта -  в обнулении или редукции возбуждения. Объектом инстинкта может быть человек или предмет в окружающей среде или в теле самого индивидума, который обеспечивает цель инстинкта. Пути, ведущие к реализации цели являются выборами индивида. Кроме гибкости в выборе объекта, человек обладает способностью откладывать разрядку на продолжительные отрезки времени.

Любой поведенческий процесс может быть описан в психоаналитических терминах: катексис   - привязка или направление энергии на объект и антикатексис  - препятствия, мешающего удовлетворению.  Примерами катексиса могут служить симбиотические связи или эмоциональная привязанность к людям, увлечение чужими идеями.  

Стимулом  же реализации желания является  то количество энергии, которое необходимо для достижения цели, удовлетворения инстинкта. «Обычно о чувствах, эмоциональных зарядах, аффектах говорят… как о чём-то подвижном, направленном, стремящемся к выражению. Любовь побуждает обнимать, а отвращение отталкивать, злость – убивать, а сострадание залечивать раны ближнего…Эмоциональный заряд подобен топливу, выделяющемуся для совершения той или иной работы. Так задумано природой: совершается «работа» -  наступает чувство удовлетворения. И всё было бы хорошо, если бы не ситуации, в которых эмоции не находят своего естественного  выхода».[10]

Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение  энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, в обыденной жизни через конфронтации, домашние конфликты или конфликты  на работе.  По мнению Фрейда, многие социально-психологические феномены можно понять  в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать инстинктивную энергию.  

Стадии психосексуального развития личности   

Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек уже рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как стадии психосексуального развития.  

По Фрейду- психосексуальное развитие это биологически детерминированная  последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня.  Он считал, что половое влечение, или либидо является основной  силой, мотивирующей поведение и оно существует с младенческого возраста. Однако Фрейд различал  сексуальность в младенчестве и детстве и сексуальность взрослых людей. Он предполагал ряд прогнозируемых последовательных изменений, которые необходимы для формирования личности взрослого человека и его поведения. Фрейд, в связи с этим, предложил свою модель различной конституции человека, в зависимости от различия в развитии эрогенных зон, источников полового возбуждения. «Мы можем допустить, что хотя эти источники имеют значение у всех людей, но не у всех они одинаково сильны и что предпочтительное развитие отдельных источников сексуального возбуждения способствует дальнейшей дифференциации различных сексуальных конституций».[11]

Либидозная энергия явля­ется по Фрейду основой для развития личности и формирования его характера. Фрейд создал свою периодиза­цию такого развития. Человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга по способу фиксации либидо. При этом Фрейд уде­лял большое внимание тому, как происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объек­тах реализации. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяю­щихся на несколько стадий.  З.Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях психосексуального развития: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий следует дополнительно учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.

Фрустрация - одно из психических состояний, в ситуации невозможности удовлетворения потребностей. В периоды фрустрации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.

Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями.  В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к неосознаваемому, «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или к которому регрессирует индивид. В этом суть фиксации.  

Регрессия это возврат в наиболее раннюю стадию психического развития или проявление инфантильного поведения,  характерного для этого периода. Регрессию считают особым случаем фиксации - задержкой или остановкой развития на определенной стадии. Последователи З.Фрейда считают регрессию и фиксацию взаимодополняющими понятиями.  Наиболее объемлющая, учитывающая био-психо-социальные факторы, 8-стадийная теория психического развития Э.Эриксона практически совпадает с периодами детского психического развития Фрейда.    

Здесь уместно упомянуть, что согласно Фрейду, впервые постулировавшему психологическое значение процесса рождения, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения в сокрушающую ситуацию. На новорожденнного обрушивается поток стимулов, а он не обладает адекватным способом их переработки. Новорожденный не может использовать защитные механизмы, чтобы оградить себя и оказывается перевозбужденным. Эта первая и опасная ситуация становится моделью для более поздней тревоги. Также, актуальным звеном становится "отделение", которое при рождении носит биологический характер, однако впоследствии выражается уже в психологическиой и символической форме.

Первый год жизни. Оральная стадия    

Психическая жизнь новорожденного может быть охарактеризована ещё как недифференцированное психическое состояние из которого начинают быстро формироваться уровни сознания.

Первый этап - либидо-объект- характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо - матери. Этот этап носит название оральной стадии, так как удовлетво­рение происходит при раздражении полости рта и сексуальный инстинкт выражен в акте сосания. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период испытывал депривацию в своих либидозных желаниях (например, если ему не дава­ли соски), либо - ребенок получал кормление по любому поводу в любое время, либо сочетание этих факторов. Кроме удовлетворения голода, собственно акт сосания доставляет удовольствие. Ребенок узнает это впервые во время кормления, но вскоре узнает, что возбуждение рта и губ приятно и без пищи (например сосание пальца - аутоэротическая стимуляция рта). Итак, в первый год жизни, главным центром концентрации сексуальной энергии и чувственного удовлетворения является рот.

Оральная стадия продолжается от рождения примерно до 18-месячного возраста. Она может заканчиваться раньше или позже, тогда, когда прекращается кормление грудью.         В этот период младенец полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. Младенцы не только получают видимое удовольствие от процесса сосания, но и используют рот в качестве инструмента для исследования внешнего мира. По  Фрейду, рот продолжает оставаться важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека.  Фрейд описал два типа личности при фиксации на этой стадии. 

Первая фаза. Она выражена в удовольствии от сосания и в оральной инкорпорации. Тип: орально-пассивный – веселый, оптимистичный, ожидает «материнского» отношения к себе. Характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью. Постоянно ищет одобрения со стороны окружающих любой ценой.  

Вторая фаза оральной стадии. Тип: орально-агрессивный (орально-садистический) – в течение второй половины первого года жизни начинается эта фаза оральной стадии, когда у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание, жевание, глотание становится важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения.

На данной фазе проявляются садистические влечения, утверждается новый тип отношений с окружающими. Он называется "амбивалентным" и выражается в двух противоположных направленностях - дружеской и жестокой, действующими одновременно по отношению к другим. В этот период, пожалуй, амбивалентность наиболее выражена. В последующем, любовь и ненависть, представляются уже как дериваты предшествующего процесса.

Последствия фиксации на орально-садистической фазе выражаеюся в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд.  Таким образом, фиксация на оральной стадии в последующем приводит к концентрации напряжения именно в оральной области и требует разрядки хронического орального спазма, что с психодинамической точки зрения объясняет пищевое, химическое зависимое поведение. 

Для орального типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость мо­жет выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.  

Период от одного года до трёх лет. Анальная стадия    

Анальная стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев и продолжается до третьего года жизни. В это время сферой чувственного удовольствия становится анальная область. В процессе обучения отправлению естественных потребностей ребенок впервые получает возможность ощутить известную независимость от родительской опеки.
В течение данного периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания  выталкивания фекалий. Намеренно задерживая движения кишечника или, наоборот, давая им полную свободу, ребенок получает физическое и психологическое удовольствие, и постепенно приучается следовать общепринятым правилам гигиены.
В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования Ид (удовольствие от  немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.   В результате фрустрации в этот период возможно формирование анально-удерживающего типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, склонен с накопительству, методичен, пунктуален и упрям.  Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистскую жестокость.  Некоторые родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению и щедро хвалят за это. Подобный подход воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Второй этап, который длится до 10-11 лет, до начала полового созрева­ния, называется либидо-субъекти характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарцис­сизма, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление ис­пользовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссиз­ма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится опре­деленным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует аналь­ный характер, который характеризуется упрямством, часто жестко­стью, аккуратностью и бережливостью. 

А.Фрейд, в работе «О природе детской сексуальности» (1965), рассмотрела данную фазу в более широком аспекте. Амбивалентные отношения анально-садистической стадии проявляются в том, что любовь и агрессия, переживаемые ребенком одновременно, направлены на одного и того же человека. Ребенок одновременно и обнимает, и кусает мать или отца в порыве чувств. На этот же период приходится естественная потребность ребенка в проявлении агрессии. Поэтому, если любовные стремления не находят подходящего объекта или, если объект на которого направлены амбивалентные отношения ненадежен, то появляются нарушения в процессе смешения либидо и агрессивности. Это ведет в будущем к агрессивно-деструктивному поведению, которое остается неподдающимся воспитательному воздействию и требует психотерапевтического вмешательства.  Фрейд называет эти стадии прегенитальными.[12]

Некоторые ортодоксальные аналитики выделяют также и уретральную стадию эротизма, ставя её между анальной и фаллической. Первичной целью уретрального эротизма считается удовольствие от мочеиспускания. Возможно также вторичное удовольствие от задержания, аналогичное наслаждению от анального. 

Период от трёх до пяти лет. Фаллическая стадия              

С 3-х лет ребенок переходит на следующую, фаллическую ста­дию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные от­личия, интересоваться своими гениталиями. Между тремя и шестью годами эротический интерес переключается на наружные половые органы.  По меньшей мере, с 3 лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут  исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. Дети, по мнению Фрейда, имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, в большей своей части, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. 

 На данной стадии рассматривается два основных важных психоаналитических положения: кастрационный страх у мальчиков и зависить к пенису у девочек.

Кастрационная тревога мальчика может быть выражена по разному. Он может бояться заболеть, повредить своё тело и т.д. И Фрейд указывает на филогенетическую основу кастрационного страха. Интенсивность такого страха, переживаемого ребёнком мужского пола в нашей цивилизации, необъяснима, если рассматривать страх как реальную угрозу, которой мальчик подвергается в фаллической стадии. Только память о родовом опыте может служить этому объяснением. Реально ребёнок не подвергается угрозе кастрации, однако интенсивная завуалированная агрессия против ребёнка и влияние собственных родительских паттернов могут оказывать отрицательный эффект. Собственно можно говорить о "кастрации", всегда витающей вокруг. 

 . Зависть к пенису у девочек. Она возникает, когда маленькая девочка замечает анатомические отличия в гениталиях. Она не только чувствует, что ей хотелось бы обладать пенисом, но может вероятно предполагать, что имела, но лишилась его. В её глазах обладание пенисом создает преимущества по сравнению с клитором в мастурбации и мочеиспускании. Параллельно может возникать мысль об отсутствии пениса как результате наказания, заслуженного или незаслуженного.

Данную стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начи­нают осознавать свою "неполноценность" в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии.

В этот период растет на­пряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует роди­теля противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до начала полового созре­вания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

Фаллическая стадия характеризуется тем, что, ребенок, любя обоих родителей, все же отдает предпочтение тому из них, кто противоположен его полу, проявляя явное соперничество в отношении другого. Взрослым, заметив такое предпочтение, нежелательно говорить об этом в присутствии ребенка и тем более ставить его перед выбором, заставляя ответить на вопрос: «Кого ты больше любишь – маму или папу?» В этом случае в душе ребенка идёт борьба между испытываемым явно большим чувством любви к одному из родителей и необходимостью отречься от этого чувства на словах.   Вредно для последующего нормального развития личности фиксировать его внимание на чувствах и мыслях по поводу этих чувств, особенностью которых является их временность, что  единственно нормально на этой фазе развития психики человека. 

Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется Эдиповым  комплексом (по имени героя древнегреческой трагедии, который по незнанию убил отца и женился на собственной матери) , и аналогичный у девочек – комплекс Электры

Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола. В норме эти комплексы развиваются по-разному у мальчиков и девочек.       

Рассмотрим, как Эдипов комплекс проявляется у мальчиков. С момента рождения  главным источником удовлетворения для ребенка является мать или фигура ее замещающая. И могут возникать фантазии полового сближения с матерью (что вполне естественно, поскольку он уже любит мать, так же как она его). Такие фантастические желания ведут к развитию эдипова комплекса. Мальчик хочет обладать матерью, хочет выражать свои эротические чувства точно так же, как, по его наблюдению, делают люди старшего образа.  Отец воспринимается как препятствие к получению генитального удовлетворения. Мальчик ревнует мать к отцу, считая последнего соперником в борьбе за ее любовь. В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно опасается, что тот накажет его, лишив пениса. Отсюда, из-за соперничества или вражды с отцом, т.к. мальчик понимает, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это заставляет отказаться от стремления к инцесту с матерью.  Страх перед возможной кастрацией поддерживается в уме мальчика двумя логическими соображениями: 1) он считает, что пенис будет "наказан" как источник удовольствия и вины, 2) он уже знает, что у девочек не бывает пениса и, следовательно, его можно отнять.

Разрешение Эдипова комплекса происходит на более поздней стадии развития, примерно между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери и враждебного отношения к отцу и начинает идентифицировать себя с отцом. Таким способом он пытается как можно больше походить на отца, чтобы однажды стать столь же могущественным и быть в состоянии удовлетворить свои сексуальные устремления.

Этот процесс, получивший  название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, в процессе идентификации идёт формирование ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения. Во-вторых, в процессе идентификации мальчик может "удерживать" мать,  объект любви, путем замещения, т.к. он обладает теми же качествами, что и отец. Однако самым важным является интернализация родительских запретов и норм, что дает почву для развития Супер-Эго.  А развитое Супер-Эго и является разрешением Эдипова комплекса. 

Версия Эдипова комплекса у девочек называется комплексом Электры (по имени персонажа древнегреческой легенды о принцессе, содействовавшей убийству собственной матери).
Вступая в фаллическую стадию, девочка обнаруживает отсутствие пениса (что  может символизировать отсутствие силы), как у брата и отца. Девочка чувствует себя обманутой и завидует мальчикам, когда обнаруживает, что у тех есть пенис. На этой почве, по Фрейду, у девочек развивается зависть к пенису, выражающаяся в открытой враждебности к матери, упрекая, что та родила ее без пениса. Стремление к отцу формируется на представлении о нем как обладателя этого органа. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек 5-7 лет клиторная мастурбация сопровождается фантазиями, в которых клитор становится пенисом.

Разрешение комплекса Электры у девочек, по Фрейду, идет тем же путем что у мальчиков, т.е. идентификацией с матерью (отождествление себя с конкурирующим родителем). Однако, комплекс Электры сложнее эдипова комплекса. По мнению Фрейда, эта ситуация решается не столь адекватно как случаие эдипова комплекса, поскольку девочка не столь сильно мотивирована страхом: в конце концов, она все равно уже "потеряла свой пенис". Фрейд считал, что это, менее успешное разрешение конфликта в детском возрасте и является причиной того, что степень психологической зрелости женщин меньше, чем у мужчин, поскольку зависть к обладателям пениса сохраняется на протяжении всей жизни.

Неразрешенные комплексы могут вести к невротическим моделям поведения, имеющим отношения к импотенции и фригидности.    На данной стадии развития типично для ребенка быть хвастливым, любопытным, демонстративным. Наоборот, родителей должно насторожить отсутствие у ребенка желания похвалиться, выставить себя на показ и т.п. Это свидетельство вытесненности нормальных для его возраста побуждений, на которые когда-то грубо и резко отреагировали взрослые, что и оказалось травмирующим фактором. 

Фрейд считает также, что будущее утрированно мужское поведение с буйной агрессивностью является сверхкомпенсацией и выдает пережитый ребенком детский страх в фаллической стадии развития, когда дети ненасытны в своём желании к вниманию, утешению, заботе, любви и мерой которых, может быть – только потребность ребенка, а не возможности взрослых. 

Поведенческие паттерны взрослых с фиксацией на фаллической стадии имеют свои особенности. Распознавание таких фиксаций помогает в определении психотерапевтической стратегии. Есть данные о том, что особенности детского опыта во взаимоотношениях девочек с матерью оказывают влияние на их  последующее взаимодействие со своими детьми в контексте тревожности и избыточного контроля (нарастает к 32 годам, с 32 до 45 не проявляется, а после 45 - вновь возрастает).

Латентный и препубертатный период  

К 5-6 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учёбу, спорт, различного рода увлечения. Опыт психотерапевтической практики показывает, что именно этот возраст является более предпочтительным при осуществлении направленной терапевтической регрессии. 

В промежутке от 6-12 лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, латентный период. Фрейд уделял мало внимания процессам в этот период. Он считал, что латентный период не следует рассматривать как стадию психосексуального развития, потому, что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет. 

А.Фрейд в развитие психоаналитической теории личности З.Фрейда рассматривает латентный период шире. Данный период, указывает она «характерен тем, что затухают прегенитальные побуждения инфантильной сексуальности: ослабляется половая активность, происходит десексуализация объектных отношений и чувств, возникает преобладание нежности и останавливается эволюция сексуальности. Появляется чувство стыда и отвращения, возникают нравственные и эстетические стремления, угасает Эдипов комплекс».[13]Дети, за счёт вытеснений начинают забывать первые годы своей жизни. Они постепенно разочаровываясь в идеальном образе своих родителей, переносят свои привязанности на сверстников, учителей и киногероев. Если этого не происходит, то ребенок будет испытывать большие затруднения при социализации, у него появится утрата интереса к школе, тоска по дому.  В норме, дети фантазируют по поводу своего происхождения. Например, могут считать, что они приемные, глубоко и мучительно переживая «факт усыновления», придумывают профессию, которой якобы заняты их родители и т.п.  

Характерная для латентности сублимация проявляется в художественном и ином творчестве, что способствует раскрытию способностей и дальнейшему гармоничному развитию личности.  Предпубертатный период рассматривается как предварительная ступень собственно пубертатности и она характерна тем, что в ней устаревшие установки и желания инфантильной жизни (2, 3, 4 стадий) обнаруживаются по-новому за счёт регрессий на более ранние годы жизни. Ребенок вдруг может захотеть, чтобы его завернули в одеяло и покачали как маленького, либо захочет пососать соску и т.п. Это не следствие ошибок воспитания и не факт неправильного развития, а норма. Всё это является подготовкой к следующей фазе развития. 

Пубертатный период. Генитальная стадия

Третий этап начинается в подростковом возрасте, с 10-11 лет, и назы­вается, как и первый, либидо-объект, так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту ста­дию также называют генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности.

Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта. Развитие в норме в дальнейшем ведет к выбору брачного партнера и созданию семьи. 

Во взрослой жизни - генитальный характер – идеальный тип личности в психоаналитической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Фрейд говорил, что для того чтобы сформировался нормальный генитальный тип характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворений давались легко.   

В данной стадии человек имеет двойную задачу – освободиться от своих эдиповых объектов и полюбить кого – либо вне семьи. «Эта первая любовь становится для человека способом утверждения собственной автономии, самоценностью и доказательством значимости его чувств, даже за пределами семьи. Родители должны считаться с первой с первой любовью так же как с «цепляньем» на предыдущей стадии и уважительно относиться как к самому чувству их повзрослевшего ребенка, так и к объекту его любви».[1]

В предшествующем юности возрасте нарушается баланс между Эго и Ид, достигнутый в латентный период. Физиологические силы стимулируют инстинктивные процессы в результате чего баланс сдвигается. Укрепившееся Эго отчаянно борется за установление равновесия и использует весь свой "арсенал". Конфликт может отражаться в поведении. Если верх берет Ид - происходит бегство в мир фантазий и скатывание к прегенитальному сексуальному удовлетворению, возрастает агрессивность. Когда выигрывает Эго, проявляется заторможенность, различные формы тревоги и невротические симптомы. 

Особенности психического развития на данной стадии:

 - во-первых, нормальное детское развитие идёт шаг за шагом вперед и снова назад, с постоянным чередованием прогресса и регресса.

 - во вторых, если регрессии становятся перманентными, вместо того, чтобы оставаться временными, то они перестают играть роль элемента нормального развития, превращаются в патогенный фактор.

 - в третьих, если взрослые значимые люди в данный период критически или осуждающе противостоят регрессиям, то они этим способствуют вытеснениям и задержкам у ребенка, которые преграждают ему путь к ресурсным состояниям во взрослой жизни.

предыдущая 1 << страница 2 >> следующая 3  3>>