Овчинникова Т.Н. Активность субъекта, препятствующая его развитию

     АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА,     ПРЕПЯТСТВУЮЩАЯ   ЕГО РАЗВИТИЮ                    

автор Т.Н. Овчинникова

В психологии почти все исследования  направлены  на изучение тех или иных условий и факторов, способствующих развитию личности субъекта (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др).  Однако, помимо стимулирующих развитие психики форм активности субъекта,  существуют также такие ее виды, которые препятствуют его психическому развитию.На них мы и хотим остановиться.

Но предварительно раскроем   понимание нами  процесса развития.

Так  как человеку приходится осваивать этот, двойственный по своей природе, мир (М.М. Бахтин, В.С.Библер, Ю.М. Лотман,  и др.), то любую выполняемую субъектом  деятельность следует рассматривать как двояко детерминированную,  то есть, как включающую в себя, как минимум, две составляющие: личностно-смысловую и операционально-техническую ( Овчинникова Т.Н.,).

Двойственный  характер побудительности, соответствующий двойственности выполняемой человеком деятельности, проявляется в ориентации человека  на внешний и на внутренний мир, в умении согласовать характер их побудительности между собой. И, если один мотив, направленный на решение внешнейзадачи, чаще всего характеризует сознательно поставленную конкретную цель (то, что делается), то другой  мотив отражает глубинную смысловую ориентацию личности(то, ради чего что-то делается). Тогда выполняемую человеком деятельность можно рассматривать как «равнодействующую» двух факторов, в результате взаимодействия  которых порождается «я» субъекта, развивается его психика.

При этом феномен развития, или иначе, -  взаимодействие субъективной и объективной сторон психических процессов, ответственных за выполнение осуществляемой человеком деятельности, можно охарактеризовать следующим образом.  "Сознание предполагает -  по своему смыслу - невозможное (и насущное) несовпадение моего Я с самим собой, беседу, общение с собой, - общение незавершенного, незаконченного, нерешенного, мгновенного, открытого, - со мной завершенным, замкнутым на себя, уже состоявшимся,  отрешенным от всех изменений,  но, - могущим быть "перерешенным.  В сознании  мое бытие неизбежно сдвоено. Ведь именно (и только) в сознании бытие не совпадает с самим собой, отличается от себя самого, насущно себе самому. Сознание есть (по логике Бахтина) бытие как событие, как ДИАЛОГ".[2,с.126]. Именно в этом и состоит феномен развития, или иначе, -  взаимодействия субъективной и объективной сторон психических процессов, ответственных за выполнение осуществляемой деятельности.

Развитие психики субъекта имеет место в случае постоянной попеременной активации двух указанных составляющих, состоит, как бы в "деятельном проживании" осуществляемой  деятельности,  в процессе  которой происходит  становление личностных смысловых  и операционально-технических свойств в их единстве.

Только в этом случае  чувственная и рациональная ткани сознания реализуют себя в совместной одновременной работе,  в творческом поиске, обращаясь то к прошлому (имеющийся опыт), то к будущему (цели и смыслы).

Итак, формирование, становление  личности субъекта в процессе творческой  деятельности, (в отличие от функциональной),  происходит как бы в "зазоре" между внешней и внутренней целью деятельности[1].  Ситуация же преодоления внутренними,  субъективными  факторами внешних (ситуативных) факторов или условий, (но не наоборот!),    может  считаться  развивающей личность2.   Близость  по содержанию этих двух планов, -  когда "зазор" между ними практически отсутствует, т.е., как бы происходит  совпадение внешнего и внутреннего планов, - или доминирование внешнего плана ведет к развитию функциональных отношений вместо становления личностных, приводя к подчинению социуму в ущерб развитию личности. 

Поэтому о полноценном  (творческом) развитии субъекта мы будем говорить только тогда, когда задействованы обе составляющие, т.е,  когда субъект  способен одновременно изменять себя и внешний мир.  В этом случае "... сама жизнь, сам образ жизни человека оказывается предметом его собственной деятельности, воли, сознания, внимания. Это - способность выйти за свои собственные пределы в своей деятельности" (3, с. 49) При этом  субъект развивается в процессе достижения личностно-значимых целей, корректируемых принятыми в окружающем социуме нормами, реализуя себя  как целостная личность, а не наоборот: двигаясь от принятия норм и правил и вкусов к поиску себя.

А теперь сосредоточим внимание на проявлении описанных механизмов развития во вне.  Смысловая  и операционально-техническая сферы сознания в их взаимодействии  проецируются во внешнюю действительность,  проявляя себя в ней,  соответственно,  в  виде  целенаправленной  или  планомерной  деятельностей.  Если доминирование  смысловой сферы сознания субъекта находит свое проявление  в  целенаправленной деятельности; то доминирование операционально-технической  сферы –  в  планомерной деятельности. Различия между ними очень важны для понимания особенностей развития сознания субъекта и возможностей ведения коррекционной работы. Ведь только понимая планомерную и целенаправленную деятельности, как соответствующую проекцию работы сознания, можно воздействуя на них, корректировать процесс развития психики субъекта, его сознания.

Рассмотрим их более подробно.

Планомерная деятельностьвыстраивается (по плану) в виде «цепочки»в порядке выполнения следующих друг за другом действий, намеченных изначально.  При этом выполнение одного  «звена» запланированной деятельности  как бы подталкивает к  исполнению следующего ее «звена», из него «вытекающего», или с ним связанного.То есть, план отражает намеченные заранее этапы  воздействия на внешнюю действительность, не предполагая, например, эффекта самоизменения действующего субъекта в процессе  взаимодействия, так как в плане отражены лишь эффекты воздействия на что-то.

Планомерная деятельность  нацелена на довольно жесткое выполнение  содержащихся в плане действий, более зависимых от результата выполнения оказывается невольно сформированным такой стиль жизни, когда человек действует, практически не обращаясь к себе, к своему «я», - он довольствуется чувством достигнутого  результата, который вынесен  во внешний план, практически минуя внутренний, смысловой. В итоге развитие личности сильно замедляется или прекращается, так деятельность, осуществляемая «субъектом», оказывается вынесенной во внешний план.

Смысловая же деятельностьзаключается в интуитивном поиске и проживании будущей цели (мечты), в соответствии с которой подбираются и осмысливаются дальнейшие пути и способы действий. Поэтому доминированиесмысловой сферы сознания проявляется  в виде интенсивного поиска  средств  для достижения цели, в виде гибкой по форме целенаправленной деятельности, являясь по сути одним из способов самовыражения действующего субъекта. Целенаправленная   деятельность является значительно более  гибкой, способной к корректировке и уточнению выбранных шагов. Именноцеленаправленная деятельность  постепенно формирует  привычку  осмысления и переосмысления фактов, что заставляет субъекта обращаться к самому себе,  формируя его «я». (развивая его личность). При этом цель  является сначала  смутной, еле определенной, которая  постепенно конкретизируется в  процессе ее достижения, от общего, еще неопределенного, к все более  явному и конкретному. Может быть, именно поэтому  столь трудно ее выразить в словах даже взрослому человеку.

В случае  уравновешенности  планомерной и целенаправленной деятельности, план, являясь средством достижения Цели, может видоизменяться,  корректируясь с учетом меняющейся ситуации, включая отношение субъекта. В результате  этого имеет место явно выраженное развитие психики субъекта.

 Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что доминирование операционально-технической   стороны сознания над смысловой, проявляющееся в планомерной деятельности, является результатом общепринятой системы обучения и воспитания, когда основной акцент делается на усвоении ребенком знаний, умений и навыков, -  исключительно на процессе усвоения предлагаемого материала.

С целью же формирования целенаправленной деятельности, обеспечивающей дальнейшее развитие личности субъекта,   детей уже в раннем детстве необходимо учить выражать свои мысли и чувства, вместо того, чтобы постоянно требовать от них пассивного усвоения знаний и навыков. Это позволяет ребенку как бы «нащупывать» образ себя.  Особенно большую роль в воспитании  имеет  ролевая игра,   позволяющая  ребенку «выходить за свои пределы» в реальной ситуации, тем самым как бы увеличивая «зазор» между  смысловой и операционально-технической  сторонами сознания (И.Берлянд, 1992). Более того, ролевая игра, как перевоплощение, усиливая развитиесмысловой стороны сознания, способствует развитию психики, закрывая пути развития функционированию.           

Литература

1. Бахтин М.М. «Эстетика словесного творчества». М.. 1986..

2. Библер В.С. В.С. "Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры". На путях к гуманитарному разуму. -М., Изд-во "Прогресс", Гнозис, 1991..

3.Библер В.С. " Самостоянье человека", Кемерово, 1993.

4. Берлянд И.Е. «Игра как феномен сознания», Кемерово, 1992.

5. Лотман Ю.Н «Беседы о русской культуре», С.-Пб, 1994.

6. Овчинникова Т.Н.»Эмоциональная регуляция жизнедеятельности человека» //»Актуальные проблемы современной когнитивной науки», Иваново, 2010, с. 157-159.

Овчинникова Т.Н.