Овчинникова Т.Н. ЗДОРОВЬЕ И РАДОСТЬ В ШКОЛЕ.

       ЗДОРОВЬЕ И РАДОСТЬ  В ШКОЛЕ

      Т.Н. Овчинникова, кандидат психологических наук       

     Всем известно, что школьники часто болеют: особенно в первых классах. Как правило, это грипп, ангина и др. инфекционные заболевания, которые особенно сильно начинают мучить детей и их родителей при поступлении ребенка в школу. Врачи, учителя и родители совершенно справедливо связывают эти заболевания, особенно в первом классе, с испытываемым  детьми дискомфортом в результате изменения жизненных условий. Действительно, именно в это время (поступление ребенка в школу) у детей происходит замена непосредственного общения на опосредованное, формальное, которое переживается учащимися довольно сильно.  Школы постоянно борются за здоровье детей,  но с течением времени все уже практически смирились с детскими болезнями и привыкли к тому,  что это явление является обычным: «смена обстановки», «кризисный возраст» и т.п.      

      Начнем с анализа условий обучения в традиционных школах. Процесс отчуждения, переживаемый нашим обществом, коснулся  и системы образования. Это проявляется, прежде всего, в том, что  родители не знают, чем их ребенок конкретно занят в детском саду или в школе. Воспитатели и учителя также мало интересуются жизнью своих воспитанников. Школа и детский сад также отделены друг от друга, и проблема преемственности в их работе пока не получила должного решения. При этом дети искусственно разделены на возрастные группы,  как в школе, так и в детском саду. Деятельность детей на занятиях диктуется  исключительно инициативой учителя, что препятствует развитию их инициативы, и, выполняемая  ими деятельность часто  лишена для них смысла, так как не отвечает потребностям и интересам самих детей. Результатом этого является снижение качества образования,  ухудшение здоровья учащихся,   недостатки в их психическом развитии.      Является ли данная ситуация непреодолимой?     

      Для того,  чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понять, всегда ли дети болеют при поступлении в школу. Ведь «кризисный возраст» и «смена обстановки» имеют место  при поступлении в любую школу. Однако,  как мы покажем ниже, болезни не всегда сопровождают процесс обучения.   Так, например, оказалось, что   возможно создание таких комфортных для ребенка условий, когда здоровье вытесняет любую болезнь. Принципы построения образования в таких школах развивающего обучения (В.В. Давыдов), диалога культур  (В.С. Библер), непрерывного обучения (Г.Г. и Е.Е. Кравцовы) )  значительно отличаются от условий обучения в обычных массовых школах России.      

      Начнем с анализа условий обучения в традиционных школах. Процесс отчуждения, переживаемый нашим обществом, коснулся  и системы образования. Говоря об образовании,  следует отметить, что, как правило, родители не знают, чем их дети конкретно заняты в детском саду или в школе. Воспитатели и учителя также мало интересуются жизнью своих воспитанников. Школа и детский сад также отделены друг от друга, и проблема преемственности в их работе пока не получила должного решения. При этом дети искусственно разделены на возрастные группы,  как в школе, так и в детском саду. Деятельность детей на занятиях задается исключительно взрослыми, лишая их нужной им инициативы, и, зачастую, лишена для них смысла, так как не отвечает потребностям и интересам самих детей. Результатом этого является снижение качества образования, недостатки в их психическом развитии, ухудшение здоровья учащихся.  С целью учесть перечисленные выше недостатки были создаваться школы развивающего обучения  (В.В. Давыдов), школы  диалога культур  В.С. Библер, ), учитывающие эти недостатки.  а позднее (Г.Г.и Е.Е. Кравцовыми)– детские сады и школы, реализующие сходную в своей основе программу  развивающего обучения,  с целью решения проблемы   непрерывного    образования: «детский сад – школа –   ВУЗ» (3).  Работа эта  направлена на достижение органического единства  условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее их возрасту, и, одновременно, эмоциональное благополучие и счастливую и радостную жизнь.     Основным принципом, лежащим в основе обучения,   является то.  что центральной фигурой в обучающем процессе является ребенок; усилия же педагога направлены на то, чтобы максимально заинтересовать его в процессе  общения на уроке. 

        Поговорим теперь об особенностях работы в этих школах.   С целью создания «свободной» неформальной обстановки были коренным образом изменены привычные для обычных школьников условия обучения. Одной из таких особенностей является отсутствие поурочной системы и звонков, что позволяет вести занятия особым образом, когда основной задачей урока становится создание неформального общения, теплой, дружественной обстановки, в которой у детей формируется искренний интерес к изучаемому ими предмету.  На занятиях детям позволяется сидеть в «свободной позе», в том числе и на ковре. Во время урока можно разговаривать, объяснять что-то другому ученику, заниматься своими делами и т.п.  В итоге можно сказать, что основная задача учителя сводится к тому, чтобы пробудить интерес у слушающих его детей; поведение же присутствующего в классе ребенка свидетельствует об успешности реализации этой цели.   Короче говоря, детям дозволено делать все, что они считают нужным и интересным.  Создание такой «свободной» обстановки позволяет формировать интересы и потребности, а не просто обучать умению подчиняться. А это, в свою очередь, способствует, помимо изучения предложенного материала, также познанию ребенком самого себя, развитию у него способности самосовершенствования, умению работать над собой.    Процесс урока чаще всего выстраивается следующим образом: учитель,  объясняя  материал урока, просит детей задавать любые вопросы, и, отвечая на них, строит свои ответы так, чтобы привлечь соответствующий программе материал и заинтересовать слушающих его детей. Ведь, отвечая на конкретный вопрос ребенка, всегда нетрудно перейти постепенно к теме изучаемого предмета, проиллюстрировав взаимосвязанность всего в окружающем человека мире.  В результате не только учитель, но и ученик совместно выстраивают программу собственных действий.                        Действительно, каждый ребенок учится здесь по собственной программе, двигаясь от общего к частному, что составляет, согласно концепции В.В. Давыдова, суть теоретического мышления(3)   При этом в классе учащимся предоставляется возможность не только самостоятельно выбирать направления своих действий, в соответствии с имеющимися склонностями и интересами, но и, задавая вопросы учителю, направлять тем самым  ход «урока». Такая позиция ребенка в учебном процессе, где он является центральной фигурой, позволяет развить его активность, направленную на реализацию собственных интересов. А, главное, это позволяет ему со временем  лучше понять самого себя: свои склонности и интересы, что его интересует, насколько хорошо он понял тот или иной вопрос, и что ему надо делать, с целью лучшего его усвоения, и т.п.  Поэтому, будучи хозяином своих действий и поступков, он всегда работает с большой радостью и интересом.    Одним из отличий учебного процесса в указанных школах является разновозрастной состав детей в группах детского сада и в классах начальной школы, когда в одном классе учатся дети разного возраста ( в пределах 2-3-х лет). Такой подбор учащихся позволяет учащимся наблюдать друг у друга более разнообразные проявления особенностей и возможностей, не ограничивая их понимание только возрастными особенностями сверстников. Таким образом, такой подбор учеников, значительно расширяя их кругозор и способствуя возможности их общения между собой, позволяет также детям глубже разобраться в собственных особенностях, поняв их обусловленность.    При подобном построении учебного процесса, когда детям предоставляется  возможность самостоятельно направлять и контролировать собственные действия, у них, помимо плодотворного усвоения материала урока,  появляется возможность отслеживать свои личностные особенности, выделяя в них достоинства и недостатки, а также определяя причины удачных и  ошибочных действий. Все это позволяет им  научиться управлять своим поведением, совершенствуя собственные возможности, как в интеллектуальной, так и в личностной сфере.                       

      В этих условиях дети без особых трудностей усваивают содержание типовой программы по дошкольному воспитанию, программы начальных и средних классов школы, а также довольно большой объем материала сверх программы.   В процессе такого обучения выявилось существенное снижение заболеваемости детей, хотя никакой специальной работы не проводилось. Это достижение было отмечено СЭС, а также  грамотой «За здоровьесберегающие технологии в образовании» [1]   Основываясь на полученных результатах, можно с уверенностью сказать, что в них мы имеем эффект  положительного воздействия позитивного настроя ребенка  в процессе выполняемой деятельности  обучения. Ведь дети, обучающиеся по системе развивающего обучения,  буквально рвутся в детский сад и в школу на занятия; они даже плачут, когда их по какой-либо причине туда не пускают. В атмосфере детского коллектива царит взаимопонимание, чуткость и открытость. Обучение, осуществляемое в процессе общения, увлекает детей настолько сильно, что их трудно оторвать от начатого дела. Как показывает опыт, именно такое самостоятельно инициированное, а потому радостное, отношение детей к осуществляемому ими делу и активное его выполнение  способствует их оздоровлению.   Да это и понятно: человеку, действующему по собственной инициативе, не приходится бороться с собственными желаниями, не приходится тратить на это силы и энергию, нет необходимости бороться с самим собой. При этом  действия его направлены на выполнение  значимого для субъекта процесса  деятельности. Как правило, в этом случае  важной оказывается сама процедура достижения Цели, а не достигнутый в итоге работы результат.   Фактом, подтверждающим сделанный нами вывод о позитивном воздействии эмоционального состояния на здоровье человека, может служить также  индивидуальный опыт воздействия положительных эмоций (в процессе выполнения активной по форме деятельности) на здоровье конкретного человека ( 4).      

      Нами было показано, что, помимо коллективной работы с детьми, возможна своего рода  индивидуальная терапия со взрослыми людьми, начиная с подросткового возраста, которая помогает человеку самостоятельно удерживать позитивный настрой  даже в трудных жизненных ситуациях. Это позволяет постепенно «вытеснить» имеющиеся аналогичные заболевания.    Суть предлагаемого опыта заключается  в переосмыслении сложившейся ситуации, когда имеющееся, пусть даже тяжелое  (или только кажущееся таковым) событие рассматривается на фоне других происходящих событий, придающих первому иной смысловой оттенок. В подобном случае  необходимо подвести человека к выводу о том,  что неприятность – лишь кажущаяся, если взглянуть на ситуацию с другой стороны.  и, если захотеть, можно с легкостью выявить, сколько нового, хорошего, радостного несет с собой происшедшее событие. Таким образом, вскрывается условность оценки происшедшего, открывается возможность переосмысления ситуации.                                                                                                                                                          

      С целью более эффективного воздействия человеку необходимо помочь направить собственные действия на преодоление сложившейся ситуации, что осуществляется им в процессе выполнения  активной по форме и значимой по своему содержанию деятельности. Данный прием осуществляется, преследуя сразу несколько целей: сменить общий эмоциональный настрой, вытеснив тем самым озадаченность сложившейся ситуацией, и заместив прежний негативный настрой переживанием позитивных эмоций в процессе осуществления значимой,  приносящей радость, деятельности.    

      Бывают совершенно безысходные ситуации и случаи: тяжелая болезнь, смерть близких  людей и т.п. В подобных случаях трудно говорить об увлекающей человека деятельности. В подобных ситуациях следует попытаться сосредоточиться на своих духовных возможностях, воспринимая неприятность, как испытание собственных духовных сил. Ведь преодоление любых трудностей  потенциально всегда содержит в себе необходимость внутреннего роста борющейся с ними личности, что само по себе уже является позитивным моментом в развитии и становлении человека. Таким образом, всегда работает логика парадокса: чем мне хуже (фактически), тем мне лучше (духовно), так как провоцируется мой духовный рост. А человек вместо того, чтобы горевать о  случившемся, переходит  в «наступление».   Активная же форма «борьбы» вместо пассивного выжидания способствует, в свою очередь, некоторой собранности, сосредоточенности на поставленной задаче, отвлекая человека от сделанной им первоначально негативной оценки происшедшего и концентрируя его внимание на чувстве близящейся победы.  Сформированный же таким образом стиль жизнедеятельности, когда человек постоянно радуется жизни, способствует тому, что находящийся постоянно в хорошем настроении человек постепенно перестает болеть.    Также следует отметить, что в случае отсутствия возможности обучать указанным образом ребенка в такой школе или детском саду,  всегда есть возможность использовать  применяемые  в обучении  принципы в воспитании детей дома.   И основным  таким принципом по своему значению является  свободная инициатива ребенка: суть его сводится к тому,  чтобы,   не навязывая детям определенные правила поведения и навыки, порождать потребность в их  усвоении. Как правило, маленькие дети всегда стараются подражать взрослым, - этим следует пользоваться, пока у ребенка еще есть эта потребность в подражании и копировании. Делать это следует, пока у детей еще не возникла потребность в самоутверждении, как правило, возникающей в подростковом возрасте, когда им потребуется делать «все, что  угодно, только не то, что просят» и «не так, как говорят.»     При этом не менее важно само поощрение собственной инициативы ребенка, когда оценивается не столько полученный им результат как таковой,  сколько изменение имеющейся тенденции, т.е., данный результат в отношении к предшествующему, а также степень вложенного труда, положительное изменение его отношения к выполняемому делу и т.п.    Ребенок,  как мы говорили выше,  должен стать центральной фигурой, инициатором собственных действий, а не беспрекословным исполнителем сказанного взрослыми. В случае разногласий воспитатель должен суметь подвести  ребенка к пониманию собственной неправоты. А поэтому взрослому необходимо самому владеть данными качествами.    

       Для реализации поставленной цели в «домашних» условиях необходим также достаточно широкий круг общения: друзей, соседей или родственников, с которыми мог бы с желанием общаться ребенок. Чем шире диапазон их индивидуальных и профессиональных различий, тем более явный эффект развития можно наблюдать в результате такого общения. Как правило, «круг» этот легко создается, если этому не препятствуют родители.   Все дело в том, что возникающий по обоюдному желанию контакт, всегда очень продуктивен: интерес, эмоциональная насыщенность и постоянные новые «открытия»  при столкновении с новыми взглядами стимулируют общее психическое развитие  ребенка. Так, например, «ответом» взрослого на вопрос ребенка «о Снегурочке» может оказаться  1) соответствующий рисунок, 2) чтение сказки о Снегурочке, 3) песня из оперы «Снегурочка», либо 4) попытка вылепить ее из снега, пластилина и т.п. Столь разные взгляды и отношения могут продемонстрировать только совершенно разные люди, общению ребенка с которыми не следует препятствовать[2]    Такое разнообразие общения детей в раннем возрасте закладывает у них способность разностороннего видения мира, различий в характере окружающих их людей, что помогает им в дальнейшем лучше разобраться в себе, и, самое главное,  -  понять, что все люди разные, и каждый человек хорош по-своему.     Т.о.,  дети имеют возможность постоянно реализовывать в обучении свои потребности, развиваясь в этом процессе по собственной программе и инициативе и отслеживая в процессе такого обучения изменение собственных личностных качеств. В таких условиях у ребенка появляется возможность самостоятельного выбора наиболее притягательной для него формы работы, что позволяет ему лучше почувствовать и понять себя. В результате развитие интеллекта и развитие личности идут как бы параллельно,  способствуя  гармоничному развитию ребенка. В этом случае мы можем говорить о развитии саморегуляции  у детей  в процессе  спонтанного развития.  Исходя  из изложенного, становится   понятно,  что дети, поступая в обычную общеобразовательную школу,  болеют, видимо, не от «перегрузок»,  как это принято считать,  а от перестройки социальных отношений, где  предшествующая школе непосредственная включенность в социум  семейных отношений, заменяется  непривычными  для них функциональными, часто  формальными,   отношениями. Эта перестройка социальной включенности ребенка сказывается на организме и именуется  «кризисным возрастом». Кстати, следует отметить, что в школах развивающего обучения  указанный «кризис» не наблюдается, что свидетельствует о том, что подобной «перестройки» в этих школах у детей не происходит, а развитие идет,  «плавно» переходя из одного состояния в другое.            

      В заключение хочу высказать одно немаловажное, на мой взгляд, соображение, касающееся особенностей внедрения в практику новых идей.      Практически всегда, при общении с педагогическими работниками,  сталкиваешься с желанием у них четко и довольно жестко следовать предлагаемому или избранному ими методу или принципу. В связи с  этим задаются вопросы, все более и более конкретизирующие то или иное предложение или принцип. И иллюстрация предлагаемого принципа или метода настолько увлекает слушателей, что слушающие его педагоги  начинают воспринимать его примеры как конкретные рецепты, а не как  иллюстрации  методов и принципов.    В таких случаях,  вооруженный новым «методом» педагог,  начинает радостно и с энтузиазмом внедрять освоенную им «методику» в реальную практику. В реальной жизни внедряемая таким образом практика оказывается  копированием приведенных конкретных примеров, а отнюдь не внедрением новых принципов и методов  в имеющую место, реальную действительность. Ведь, чтобы творчески внедрять в практику то или иное положение или принцип, необходимо человеку, который это делает, быть свободным от догматического подхода, сводящегося к копированию приведенных примеров.    Очень бы хотелось, чтобы изложенные выше положения и принципы послужили  материалом для раздумий, и в дальнейшем, будучи преломленными  через личный опыт каждого руководителя,  и неповторимые для каждого детского учреждения конкретные условия, данный опыт мог быть  внедрен в практику с помощью специалистов-психологов, отыскивающих каждый раз новую форму для  решения конкретного обстоятельства или вопроса.    

        Итак, как видно из приведенных выше примеров, выполнение  активной по форме и значимой по содержанию деятельности, а потому привлекательной и радующей человека, поднимая жизненный тонус,  способствует не только хорошему усвоению материала, но и общему укреплению здоровья.  Сформированный же таким образом стиль жизнедеятельности способствует тому, что находящийся постоянно в хорошем настроении человек постепенно перестает болеть.    Основным принципом, лежащим в основе такого обучения, является       изменение расстановки акцентов, или изменение позиций учителя и ученика. Делая ученика хозяином положения, мы открываем перед ним перспективу его собственных действий, творческий характер выполнения которых будет постоянно нарастать.   Эти же принципы могут быть положены в основу воспитательного процесса: в этом случае семья и школа займут одинаковую позицию по отношению к ребенку.                                            

Л И Т Е Р А Т У Р А      

1. Библер В.С. «Диалог культур и школа ХХ1 века // «Школа диалога         культур. Идеи. Опыт. Проблемы.  Кемерово, 1993, с.9-116.

2.Давыдов В.В. «Виды обобщения в обучении», М.,2000.

3. Г.Г.Кравцов, Е.Е. Кравцова и др. «Семейно-общественный детский центр «Золотой ключик». Программа. М., 1996.

4. Овчинникова Т.Н. «Радость учения».//газета «1 сентября» («Здоровье детей»), 2008, №9.



[1]  (г. Белая Калитва, Ростовской области, детский семейный центр «Золотой ключик».

[2] Следует отметить, что хорошо нарисовать, спеть и пр. может только тот человек, который любит то или иное занятие: «заразить» можно только лишь «любимым» делом.